Одна из приоритетных задач государства — разработка и внедрение нормативно-правовой базы, призванной регулировать правоотношения во всех сферах жизни, в том числе в экономике.
Создание равных условий для коммерческих организаций способствует развитию добросовестной конкуренции, повышению качества предоставляемых товаров и услуг, а также сдерживанию ценовой политики.
Предлагается рассмотреть основные положения Закона о защите конкуренции №1. 135-ФЗ.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения
- Текст документа
- Сфера применения закона о защите конкуренции
- Во времени
- В пространстве
- Субъекты регулирования
- Что входит в задачи закона о конкуренции
- Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Последние поправки
- Заключение
ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения
Нормативный документ относительно небольшой, содержит 10 глав и 54 статьи в них. Несмотря на это, закон затрагивает практически все отрасли, в которых участвуют коммерческие организации.
Нормативно-правовой документ по своей структуре разделен на 2 части:
Закон № 135-ФЗ содержит нормы материального и процессуального права.
Текст документа
При изучении нормативного документа можно найти определения ключевых терминов, в том числе:
При этом в тексте встречаются такие важные определения, как «рациональность», «честность», однако в основных положениях термин не раскрывается, что создает трудности при применении некоторых норм права.
Кому в силу обстоятельств требуется раскрытие определений, присутствующих в законе, но не раскрытых в нем, рекомендуется обратиться к судебной практике.
Нормативный документ содержит десятки обязательных нормативных актов, запрещающих или ограничивающих совершение определенных действий коммерческими организациями.
Например, статья 11 запрещает установление договорных отношений, которые могут повлечь ограничение конкуренции. Это правило также регулирует суть запрещенных действий.
Кроме того, закон устанавливает порядок получения государственных преференций, а также:
Вторая часть закона посвящена деятельности антимонопольного органа, в том числе:
Кроме того, закон регулирует порядок рассмотрения дел в связи с нарушениями ФАС антимонопольного законодательства.
Сфера применения закона о защите конкуренции
Рассматриваемый закон расширяет свое действие во времени, в пространстве, в вопросах регулирования.
Во времени
Законы распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после их вступления в силу. Что касается давности о принятии на себя ответственности за преступление, то применяется общий срок в 3 года со дня его совершения, а в случае продолжающегося нарушения закона — с момента его обнаружения или прекращения.
В пространстве
Закон распространяется на правоотношения, возникающие на территории Российской Федерации. Если действия хозяйствующих субъектов за пределами страны, но зарегистрированных в Российской Федерации, влияют на внутреннюю конкуренцию, закон также применяется к таким правоотношениям.
Положения закона не распространяются на трансграничные правоотношения, регулируемые едиными правилами, соблюдение которых контролируется Евразийской экономической комиссией.
Субъекты регулирования
Нормы закона распространяются на следующие коммерческие организации:
Такие субъекты, за исключением государственных, могут быть как исполнителями, так и сторонами, интересы которых пострадали в результате преступления.
Внимание! Закон также распространяется на правовые отношения, которые могут возникнуть в будущем. Статья 15 прямо запрещает действия государственных органов, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции.
Что входит в задачи закона о конкуренции
Основная цель регулирования конкуренции и монополий — обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики, основанного на конкуренции предпринимательства с государственным контролем над монополиями, а также защита общественных экономических интересов, в том числе потребителей.
Цели закона заключаются в обеспечении государственной защиты и поддержки конкуренции, реализуемой с применением следующих правовых методов:
Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции
Закон регулирует правоотношения не только коммерческих, но и публичных субъектов, которые влияют на конкурентные отношения, используя предоставленные полномочия.
Нормативный документ устанавливает запреты на акт, на принятие актов, не допускающих, устраняющих или ограничивающих конкуренцию.
Законодатель обращает внимание на порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
Последние изменения, внесенные в главу 5 закона, направлены на организацию прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.
В главе указываются типы преференций, которые разрешены и запрещены, а также те, которые требуют предварительного одобрения антимонопольных органов.
Закон регулирует, ограничивает, исключает определенные действия, которые могут способствовать формированию недобросовестной конкуренции, в результате чего причиняется ущерб или нарушаются права коммерческих организаций.
Недобросовестная конкуренция означает любое действие, противоречащее нормам антимонопольного законодательства, целью которого является получение преимущества в экономической деятельности.
Часто такие методы противоречат не только действующему законодательству, но и противоречат нормам морали, этики, делового и корпоративного этикета. Кроме того, нарушаются принципы гуманности и порядочности.
Применяя данные способы ведения бизнеса, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель нарушает права и интересы других участников рынка.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Наказания за нарушение антимонопольного законодательства регулируются главой 8 закона.
К ним относятся, например, принудительное изменение организационно-правовой формы юридического лица путем выделения или разделения приносящей доход коммерческой или некоммерческой организации.
При систематическом осуществлении экономической деятельности в монопольном положении и при занятии доминирующего положения на рынке товаров или услуг судья может своим решением принудить его к разделению или отделению от одного или нескольких юридических лиц.
Юридические лица, принудительно образованные по решению суда, не могут быть включены в группу лиц.
Преобразование, разделение или выделение юридического лица по решению суда осуществляется с целью развития конкуренции, но при соблюдении следующих условий:
- Есть возможность обособления структурных подразделений юридических лиц;
- Между структурными единицами отсутствует технологическая взаимосвязь;
- После преобразования новое юридическое лицо может самостоятельно вести хозяйственную деятельность.
Антимонопольный орган может подать жалобу, но если ответчиком является кредитная организация, требуется дополнительное согласование с Банком России.
Последние поправки
Текущая редакция закона содержит обновленный перечень полномочий ФАС. Действие NLA определяет области, на которые распространяется действие. Например, есть право обжаловать действия организаций, управляющих сетями — статья 18.1. Закона.
Изменения коснулись сферы применения ФАС. Антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы на действия и действия органов, участвующих в оказании государственных / муниципальных услуг, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — субъектов городских правоотношений, процедуры, включенные в исключительный перечень действий в строительное поле.
Также предусмотрено право продления времени на поиск дополнительной информации, необходимой для рассмотрения жалобы комиссии ФАС.
Ранее жалобы рассматривались в течение одной недели с момента получения. Изменения в законе позволяют один раз перенести срок, если вам нужно искать дополнительную информацию.
Заключение
Государство пытается совершенствовать законодательство в экономической сфере правоотношений, а также пытается пресекать факты формирования недобросовестной конкуренции. Создание равных условий для предпринимательских структур является фундаментальной задачей правительства страны, которая способствует повышению экономических показателей и развитию предпринимательства. Закон № 135-ФЗ — один из множества нормативных актов, целью которого является регулирование конкретных правовых экономических отношений, а также пресечение нарушений со стороны коммерческих организаций.