Фонд национального благосостояния России

Государство обязано выплачивать пенсию каждому гражданину страны, который имеет на это право. В Российской Федерации существует Фонд национального страхования — это государственный резервный фонд, который является составной частью пенсионной системы для лиц, определенных законодательством Российской Федерации.

В данной статье предлагается знать описание и цели создания ФНБ, структуру его формирования, порядок управления и расходования средств, а также структуру размещения в бизнесе и прибыльность.

Описание и цели

Российский фонд национального страхования

Фонд создан 01.02.2008 г в результате выделения ранее действующего стабилизационного фонда.

Источником финансирования ФНБ являются доходы федерального бюджета от нефти и газа в суммах, превышающих утвержденный объем передачи нефти и газа на конкретный финансовый год к моменту, когда сумма накопленного резервного фонда достигнет (превысит) нормативное значение.

ФНБ является своеобразной «подушкой безопасности», которая компенсирует потерю нефтегазовых доходов в случае непредсказуемого и значительного падения цен на нефть, а также позволяет в полной мере выполнять социальные финансовые обязательства перед гражданами страны.

Основная цель создания ФНБ — обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 01.01.2018 ФНБ был объединен с Резервным фондом в единый фонд на основе ФНБ, а с 1 февраля того же года Резервный фонд фактически прекратил свое существование. При этом оставшиеся бюджетные средства были направлены на покрытие государственных расходных обязательств.

Консолидация вышеупомянутых фондов в ФНБ не повлияла на его первоначальные цели создания. Кроме того, была добавлена ​​задача обеспечения покрытия дефицита федерального бюджета.

Российский фонд национального страхования

Во что инвестирует ФНБ

Структура формирования

SWF состоит из:

  • вспомогательный доход от реализации нефтегазовых ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • доход, полученный от управления фондами ФНБ.
  • Под вспомогательными доходами понимаются доходы федерального бюджета сверх установленного ценового лимита — базовой цены 40 долларов за баррель нефти марки Ural в ценах 2017 года с последующей ежегодной индексацией на 2%.

    Российский фонд национального страхования

    Структура ФНБ

    Расход средств

    Деньги фонда можно потратить на 3 основных направления:

    1. Реализация проектов, финансируемых Внешэкономбанком;
    2. Выполнение социальных и финансовых обязательств перед гражданами страны;
    3. Восстановление бюджета в случае дефицита.

    Управление средствами ФНБ

    Российский фонд национального страхования

    Министерство финансов Российской Федерации уполномочено управлять средствами ФНБ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Некоторые полномочия по управлению ФНБ переданы Центральному банку Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации устанавливает порядок, требования и условия привлечения специализированных финансовых компаний для осуществления определенных полномочий в области управления фондами ФНБ.

    Как управляются средства ФНБ (как по отдельности, так и одновременно):

    1. Покупка иностранной валюты и внесение ее на счета для регистрации средств ФНБ в иностранной валюте в ЦБ РФ. Банк, используя временно размещенные средства, выплачивает фонду проценты в соответствии с условиями договора.
    2. Размещение валютных средств и финансовых активов ФНБ, номинированных в российских рублях и разрешенной иностранной валюте.

    Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами ФНБ по первому способу.

    Статистика ФНБ

    В Российской Федерации основным источником поставки ФНБ является доход от продажи углеводородных ресурсов, если он превышает установленный показатель. Статистика показывает, что ежегодные отчисления в фонд составляют 1,9-7,7 показателей ВВП.

    Раньше средства в фонд направлялись, если цена барреля нефти превышала отметку в 20 долларов, затем показатель поднимался до 27 долларов. Сегодня счет ФНБ пополняется, если стоимость барреля превышает 40 долларов.

    По состоянию на 01.08.2019 статистика статуса ФНБ была такой:

    Дата Размер фонда,
    миллиарды долларов
    Размер фонда,
    млрд руб
    01.02.2008 32.00 783,31
    01.03.2008 32,22 777,03
    01.04.2008 32,90 773,57
    01.05.2008 32,72 773,82
    01.06.2008 32,60 773,93
    01.07.2008 32,85 770,56
    01.08.2008 32,69 766,48
    01.09.2008 31,92 784,51
    01.10.2008 48,68 1228,88
    01.11.2008 62,82 1 667,48
    01.12.2008 76,38 2 108,46
    01.01.2009 87,97 2 584,49
    01.02.2009 84,47 2 991,50
    01.03.2009 83,86 2 995,51
    01.04.2009 85,71 2 915,21
    01.05.2009 86,30 2 869,44
    01.06.2009 89,86 2 784,14
    01.07.2009 89,93 2 813,94
    01.08.2009 90,02 2 858,70
    01.09.2009 90,69 2863,08
    01.10.2009 91,86 2 764,37
    01.11.2009 93,38 2 712,56
    01.12.2009 92,89 2 769,84
    01.01.2010 91,56 2 769,02
    01.02.2010 90,63 2 757,89
    01.03.2010 89,63 2 684,21
    01.04.2010 89,58 2630,27
    01.05.2010 88,83 2 601,62
    01.06.2010 85,80 2616,54
    01.07.2010 85,47 2 666,41
    01.08.2010 88,24 2 663,76
    01.09.2010 87,12 2 671,54
    01.10.2010 89,54 2 722,15
    01.11.2010 90,08 2 772,80
    01.12.2010 88,22 2 761,96
    01.01.2011 88,44 2 695,52
    01.02.2011 90,15 2 674,53
    01.03.2011 90,94 2631,98
    01.04.2011 91,80 2 609,66
    01.05.2011 94,34 2 594,58
    01.06.2011 92,54 2 597,55
    01.07.2011 92,61 2 600,00
    01.08.2011 92,70 2,566,04
    01.09.2011 92,63 2 673,05
    01.10.2011 88,69 2 827,10
    01.11.2011 91,19 2 726,42
    01.12.2011 88,26 2 764,40
    01.01.2012 86,79 2 794,43
    01.02.2012 88,33 2 682,21
    01.03.2012 89,84 2 600,88
    01.04.2012 89,50 2 624,78
    01.05.2012 89,21 2 619,52
    01.06.2012 85,48 2 773,78
    01.07.2012 85,64 2810,45
    01.08.2012 85,21 2 742,85
    01.09.2012 85,85 2 772,45
    01.10.2012 87,61 2 708,58
    01.11.2012 87,19 2 748,67
    01.12.2012 87,47 2 716,61
    01.01.2013 88,59 2 690,63
    01.02.2013 89,21 2 678,63
    01.03.2013 87,61 2 682,58
    01.04.2013 86,76 2 696,73
    01.05.2013 87,27 2 727,79
    01.06.2013 86,72 2 739,33
    01.07.2013 86,47 2 828,23
    01.08.2013 86,90 2 858,04
    01.09.2013 86,77 2 884,79
    01.10.2013 88,03 2 847,35
    01.11.2013 88,74 2 845,19
    01.12.2013 88,06 2 922,79
    01.01.2014 88,63 2 900,64
    01.02.2014 87,39 3 079,94
    01.03.2014 87,25 3 145,34
    01.04.2014 87,50 3 122,51
    01.05.2014 87,62 3 127,94
    01.06.2014 87,32 3,033,17
    01.07.2014 87,94 2 957,38
    01.08.2014 86,46 3,088,79
    01.09.2014 85,31 3 150,50
    01.10.2014 83,20 3 276,79
    01.11.2014 81,74 3,547,02
    01.12.2014 79,97 3 994,12
    01.01.2015 78.00 4 388,09
    01.02.2015 74,02 5 101,83
    01.03.2015 74,92 4590,59
    01.04.2015 74,35 4 346,94
    01.05.2015 76,33 3 946,42
    01.06.2015 75,86 4,018,51
    01.07.2015 75,65 4 200,53
    01.08.2015 74,56 4 398,15
    01.09.2015 73,76 4 903,67
    01.10.2015 73,66 4 878,80
    01.11.2015 73,45 4 728,39
    01.12.2015 72,22 4 784,05
    01.01.2016 71,72 5 227 18
    01.02.2016 71,15 5 348,66
    01.03.2016 71,34 5 356,96
    01.04.2016 73,18 4 947,33
    01.05.2016 73,86 4 751,69
    01.06.2016 72,99 4823,19
    01.07.2016 72,76 4675,36
    01.08.2016 72,21 4 842,00
    01.09.2016 72,71 4 719,17
    01.10.2016 72,71 4617,54
    01.11.2016 72,20 4,541,93
    01.12.2016 71,26 4628,09
    01.01.2017 71,87 4 359,16
    01.02.2017 72,46 4 359,30
    01.03.2017 72,60 4 206,38
    01.04.2017 73,33 4 134,27
    01.05.2017 73,57 4 192,50
    01.06.2017 74,18 4 192,30
    01.07.2017 74,22 4 385,49
    01.08.2017 74,72 4449,35
    01.09.2017 75,36 4 425,35
    01.10.2017 72,57 4 210,36
    01.11.2017 69,36 4 130,81
    01.12.2017 66,94 3 904,76
    01.01.2018 65,15 3 752,94
    01.02.2018 66,26 3 729,71
    01.03.2018 66,44 3 698,96
    01.04.2018 65,88 3772,89
    01.05.2018 63,91 3 962,70
    01.06.2018 62,75 3 927,58
    01.07.2018 77,11 4 839,26
    01.08.2018 77,16 4 844,38
    01.09.2018 75,79 5 160,28
    01.10.2018 76,20 5 004,49
    01.11.2018 75,59 4 972,44
    01.12.2018 68,55 4,567,74
    01.01.2019 58,10 4036,05
    01.02.2019 59,05 3 903,00
    01.03.2019 59,12 3888,00
    01.04.2019 59,14 3828,25
    01.05.2019 58,96 3 814,44
    01.06.2019 58,74 3 821,72
    01.07.2019 59,66 3 762,96
    01.08.2019 124,14 7 867,70

    Структура размещения в активы и доходность

    Правительство Российской Федерации устанавливает предельный размер приемлемых финансовых активов в общей сумме выделяемых средств ФНБ. Для повышения эффективности управления средствами ФНБ Минфин РФ имеет право устанавливать нормативные квоты финансовых активов, разрешенные в общем объеме средств ФНБ, выделяемых в рамках соответствующих квот, установленных Правительством РФ.

    По состоянию на 1 января 2019 года объем ФНБ составил 4,036 млрд рублей, что эквивалентно 58 млрд долларов. Декабрь 2019 года уже составил 7 946,22 млрд руб.

    Финансовые активы, разрешенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Максимальные квоты, установленные Правительством РФ
    Максимальная доля долговых обязательств зарубежных стран 100 %
    Максимальная доля долговых обязательств иностранных государственных агентств и центральных банков тридцать %
    Максимальная доля долговых обязательств международных финансовых институтов 15 %
    Максимальная доля депозитов и остатков на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации 100 %
    Максимальная доля долговых обязательств юридических лиц 50 %
    Максимальная квота акций юридических лиц 50 %
    Максимальная доля долговых обязательств и долей российских юридических лиц по реализации проектов (без учета проектов, реализуемых с участием Управляющей компании Российского фонда прямых инвестиций и Госкорпорации «Росатом») не более 40% объема ФЗО по состоянию на
    на 1 апреля 2015 года, но не более 1 738 млрд руб.
    Максимальная доля долговых обязательств и долей российских юридических лиц, связанных с реализацией проектов, реализуемых с участием акционерного общества «Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций» не более 290 млрд руб
    Максимальная доля долговых обязательств и долей российских юридических лиц, связанных с реализацией проектов, реализуемых с участием Госкорпорации «Росатом» не более 290 млрд руб

    Начало 2018 г:

  • примерно 15 миллиардов долларов США и 15 миллиардов евро плюс 3 миллиарда фунтов стерлингов были размещены на отдельных счетах;
  • на депозитных счетах Внешэкономбанка размещено 222 млрд рублей и 6 млрд долларов США;
  • 3 миллиарда долларов было вложено в облигации иностранных государств по решению правительства РФ;
  • около 280 млрд рублей вложено в привилегированные акции кредитных компаний;
  • на депозитных счетах банка ВТБ и ГПБ размещено более 164 млрд рублей.
  • Общий доход от использования средств Фонда в 2017 году составил около 51 млрд рублей или 0,87 млрд долларов США.

    Информация о структуре используемых средств ФНБ и прибыльности ежегодно обновляется на официальном сайте Минфина РФ.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Сервис помощи по юридическим вопросам, узнайте, как решить вашу проблему
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: