Гарантийный талон — это документ, удостоверяющий покупку продукта и дающий покупателю право отремонтировать или заменить продукт в случае неисправности. Некоторые потребители формально имеют дело с гарантийными картами, которыми пользуются продавцы. В частности, сотрудники магазинов часто не заполняют этот документ, утверждая, что квитанции и печати магазина достаточно для получения гарантийного обслуживания. Покупатели, которые соглашаются на это, ошибаются и теряют право на обслуживание товара. Мы рассматриваем как, кем и при каких обстоятельствах должен быть заполнен гарантийный талон.
- Гарантийный талон: что это такое и зачем нужно
- Как должен выглядеть гарантийный талон
- Необходимость нумерации
- Правильное заполнение
- Кто и когда занимается оформлением
- Что указывается в документе
- Наличие печатей и подписей
- Как быть, если бланк пустой или при заполнении допущены ошибки
- Что делать в случае утери
- Что делать, если пропал фискальный документ
- Другие особенности, связанные с гарантийным ремонтом
Гарантийный талон: что это такое и зачем нужно
Гарантийный талон — это документ, удостоверяющий качество продукции. В частности, данный купон указывает на то, что товар можно использовать в полном объеме в течение указанного периода. Если в течение периода времени, указанного производителем или продавцом, товар выйдет из строя, покупатель имеет право отремонтировать его бесплатно.
Важно! Действующие правовые нормы, регулирующие процедуру купли-продажи, не содержат прямых инструкций по заполнению и передаче гарантийного талона покупателю. Однако часть 2 ст. 456 cc, обязывают продавца передать покупателю все аксессуары и документы, непосредственно относящиеся к товару. К такой документации также можно отнести гарантийный талон.
Как должен выглядеть гарантийный талон
Для этого документа нет единого стандарта, поэтому магазины вправе использовать любую форму. Однако есть некоторые стандарты, которых должен придерживаться документ.
В частности, заполненная форма должна содержать следующую информацию:
- Информация, относящаяся к конкретной ценной бумаге. Это включает полное имя, модель и серийный номер. Следует четко указать, что все три перечисленных идентификатора являются обязательными. Дело в том, что заводы-производители могут выпускать несколько продуктов с одним и тем же названием, при этом продукты будут отличаться идентификационным номером или моделью.
- Дата покупки. Гарантийное обслуживание предоставляется на определенный срок. Дата, указанная в купоне, считается отправной точкой.
- Срок предоставления услуги гарантии. Этот период может быть установлен как производителем, так и продавцом. Все зависит от рекомендованной продолжительности и наличия сервисных центров. Обычно гарантия действует 1-3 года после покупки.
- Реквизиты продавца. Это включает в себя подпись уполномоченного лица, оформившего продажу, печать юридического лица и реквизиты компании-продавца. Индивидуальные предприниматели указывают полное и полное наименование и адрес магазина.
- Условия гарантийного ремонта. Это гарантия защиты прав и интересов продавца. В частности, здесь обычно указываются ситуации, когда компания имеет право отказать в бесплатном ремонте и гарантийном обслуживании. Например, если потребитель использует товар не по назначению, ломается пломба и т.д.
Пример гарантийного талона Bosch Некоторые из перечисленных элементов могут не отображаться в заполненной форме, и это не будет считаться нарушением. Это возможно, если информация уже указана в другом документе, отправляемом покупателю вместе с товаром.
Необходимость нумерации
Гарантийные карты не требуют дополнительной идентификации. Однако это не мешает продавцу присваивать бланкам уникальные номера. Возможно, это упростит внутренний документооборот компании. Если номер присвоен, он будет размещен вверху формы.
Правильное заполнение
Строгих правил заполнения гарантийных талонов нет. Главное, чтобы информация, внесенная в документ, позволяла удостоверять факт покупки товаров в конкретном магазине, лицо, совершившее продажу, и условия бесплатного обслуживания. В документе не должно быть ничего лишнего. Гарантийный талон обычно заполняется вручную, за исключением пункта о правилах обращения в сервисный центр. Ошибки и исправления не допускаются.
Кто и когда занимается оформлением
Обычно гарантийный талон заполняет продавец-консультант во время покупки. Однако вы можете оформить купон после гарантийного ремонта. В этом случае заправка осуществляется сотрудником сервисного центра.
Что указывается в документе
Вся информация, непосредственно относящаяся к приобретенному товару, включается в гарантийный талон. Это должно быть:
Дополнительно вводятся данные о бесплатном ремонте, если он был проведен:
В некоторых случаях указывается перечень выполненных работ или замененных деталей.
Гарантийный сертификат
Наличие печатей и подписей
Печать юридического лица и подпись продавца желательны, но не обязательны. Гарантийный талон не является документом строгой отчетности, поэтому вы можете обойтись без перечисленных методов сертификации. При этом отсутствие подписи и печати не является основанием для отказа в гарантийном обслуживании и ремонте.
Как быть, если бланк пустой или при заполнении допущены ошибки
В таких ситуациях гарантийный талон аннулируется, однако это не лишает покупателя права на бесплатное обслуживание. Для такой услуги предоставляется другой документ, подтверждающий факт покупки товара и дату продажи. Этот документ можно считать денежным или товарным чеком.
Учитывая, что законодательство никоим образом не регулирует порядок заполнения гарантийных талонов, имеется множество нарушений. Чаще всего выглядят так:
Важно! Даже если гарантийный талон заполнен неправильно или отсутствует, покупатель не теряет право обратиться в сервисный центр для ремонта. По закону это можно сделать в течение 2 лет с момента покупки при наличии квитанции.
Что делать в случае утери
Если смотреть на ситуацию в целом, можно не беспокоиться об утере гарантийного талона. Это связано с нюансами оформления документа. В частности, закон прямо не предписывает продавцу заполнять гарантийный талон. Законодатель лишь указывает, что передача всех документов, касающихся товара, является обязательной. В действующей редакции статьи 456 ГК РФ не упоминается именно гарантийный талон.
Если вы понимаете особенности возврата товаров ненадлежащего качества и оказания услуги, то этот документ потребителю даже не нужен. Факт покупки можно подтвердить:
Если регистрация купона имеет принципиальное значение для потребителя, ее можно восстановить в точке продажи, где была совершена покупка. Однако это возможно при условии, что продавец сохранил копию заполненного документа. Поскольку гарантийные карты не считаются строгой формой ответственности, это маловероятно.
Что делать, если пропал фискальный документ
Даже в этом случае нет причин для беспокойства. В частности, есть закон, защищающий права потребителей. Если будет сделана ссылка на статью 18 этого счета-фактуры, можно обнаружить, что отсутствие товарного чека / квитанции, а также другой документации, подтверждающей покупку товаров, не является оправданием для удовлетворения требований покупателя. На это прямо указывает пункт 5 статьи 18 Закона № 2300-1.
Однако в этом случае потребитель должен будет предоставить убедительные доказательства того, что товар был приобретен именно в этом магазине. При этом список таких доказательств в законе не уточняется, поэтому потребитель может любым способом доказать свою невиновность. Например, пригласите свидетелей или используйте записи видеонаблюдения.
Другие особенности, связанные с гарантийным ремонтом
Потребителю необходимо знать три интересных момента.
- Если товар отправляется в сервис, срок гарантии продлевается. Это делает продавец или сервисный центр, где проводился ремонт.
- В случае ремонта крупногабаритного товара продавец обязан позаботиться о доставке. В этом случае потребитель может доставить товар в сервисный центр самостоятельно, он вправе потребовать у продавца возмещения транспортных расходов.
- В сомнительных ситуациях, когда неясно, кто виноват в повреждении товара, проводится независимая экспертиза. Присутствовать могут все желающие. В случае признания виновности продавца покупатель вправе потребовать замены товара на аналогичную модель. В этом случае сроки гарантийных обязательств исчисляются заново, с момента покупки товара.
Зная эти характеристики, вы можете защитить свои права как потребителя в случае конфликтных ситуаций.