Бухгалтер — специалист по финансовому учету, доступный сотрудникам любого бизнеса. В обязанности этого сотрудника входит выполнение всех внутренних финансовых операций организации: составление бюджета доходов и расходов, расчет заработной платы, взаимодействие с клиентами и деловыми партнерами компании, сдача бухгалтерской документации. Что делать, если в подготовленную финансовую отчетность закралась ошибка? Попробуем разобраться в этой проблеме.
Основные ошибки в работе бухгалтерии
Начнем с того, что бухгалтерская ошибка — это внесение в документы недостоверной информации о хозяйственной или финансовой деятельности компании. Неточность расчетов может быть вызвана неверной оценкой факторов, незнанием или неправильным применением действующих норм российского законодательства. В некоторых случаях дело доходит до подлости. Рассмотрим типичные ошибки любого бухгалтера.
Выплата зарплаты
Сразу отметим, что в большинстве случаев за выдачу заработной платы отвечает кассир предприятия, однако бухгалтерия готовит бухгалтерскую документацию. Сюда сотрудникам следует обращаться, если они обнаруживают неточности в причитающихся платежах.
Рассмотрим типичные ошибки:
- Несоблюдение трудового законодательства — невыплата сверхурочных, премий и других причитающихся надбавок;
- Некорректный расчет командировочных — в частности, бухгалтер путает среднедневной и среднемесячный заработок;
- Нарушение порядка исчисления уволенных сотрудников — например, неверно учтен отчетный период или производятся удержания, не предусмотренные нормами ТК РФ;
- Несоблюдение сроков начисления заработной платы работникам — по закону заработная плата должна выплачиваться дважды в месяц;
- Переплата: работнику платят больше, чем положено;
- Неверное удержание налога: невозможно удержать более 70% платежей, причитающихся работнику%.
В зависимости от случая бухгалтер может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Ошибки бухгалтерского учёта
Подобные ошибки затрагивают не интересы сотрудников, а финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. Такие ошибки делятся на 2 основных типа:
- Технические. Это может включать любые неточности, допущенные при заполнении отчетной документации. Например, были допущены ошибки, искажающие реальные факты, отрицательные показатели подсвечивались некорректно, поля оставались пустыми;
- Методологический. В эту группу входят ошибки, допущенные при составлении первичной документации или просмотре бизнес-операций. Например, отсутствуют необходимые реквизиты, неверно указаны суммы и даты сделок, неверно применены методы оценки имущества на балансе предприятия.
Такие ошибки устраняются путем внесения исправлений в отчетную документацию с обязательными пояснениями в годовой отчетности. В пояснениях указывается характер ошибки и суммы исправлений для каждой позиции в представленном отчете.
Как оформляются и исправляются ошибки бухгалтерского учёта
Рассмотрим основные положения, касающиеся этой стороны дела.
Что называют счётной ошибкой
Следует сразу уточнить, что такого определения в действующем законодательстве нет. Однако в финансовой среде ошибки подсчета представляют собой неточности при выполнении арифметических операций.
Здесь следует пояснить, что ошибки подсчета и технические ошибки различаются по форме и характеру. В частности, если бухгалтер неправильно рассчитал зарплату сотруднику, увеличив ее в сторону увеличения, это ошибка бухгалтерского учета. В таких ситуациях закон допускает взыскание допущенной работником превышения с его согласия или на основании решения суда.
В случае технических ошибок дело обстоит иначе. Например, такие ошибки распознаются как сбои в работе компьютерных программ или неправильный ввод исходных данных. Это происходит по вине работодателя, поэтому такие переплаты удержанию не подлежат. Единственное исключение: сотрудник добровольно обязуется вернуть лишнюю сумму.
Как исправить ошибку в бухучёте и отчётной документации
Правильное оформление таких ошибок — это бухгалтерская выписка, в которой отображается информация о дополнительных и исправляющих пунктах, информация о причинах, которые привели к признанию неточностей. В документе необходимо указать:
- Дата внесения исправлений;
- Подписи сотрудников, ответственных за ведение этих записей.
Пример бухгалтерской отчетности
Согласно действующим нормам, корректирующие операции производятся следующим образом:
- Непризнанная прибыль обнаружена в последние годы. Этот доход признается в отчете за текущий год по статье «Прочие доходы» кредитования счета 91;
- Непризнанные убытки, обнаруженные в последние годы. Здесь действует аналогичный принцип. Регистрация включена в прочие расходы по дебету счета 91.
Внимание! Сделанные корректировки также показаны в общей финансовой отчетности, соответственно, в строках 2340 и 2350 для доходов и расходов.
Составление корректировочного счёта-фактуры
Эта концепция появилась в налоговом законодательстве в 2011 году. Такие счета выставляются в ситуациях, когда стоимость отгруженных товаров или оказанных услуг изменяется в большую или меньшую сторону.
Необходимость выставления корректировочного счета обусловлена следующими обстоятельствами:
- Стоимость товаров и услуг изначально не согласовывалась между продавцом и покупателем;
- произведен частичный возврат партии товара, например, при обнаружении производственного брака;
- В случае отчуждения капитализированных активов;
- Если товар возвращается покупателем, освобожденным от НДС;
- В случае несоответствия объема поступившего на склад товара данным, указанным в сопроводительной документации.
Как счет-фактура отражается в книге продаж? Предположим, покупатель получает меньше товаров, чем ему заплатили. В этом случае продукция поступает при получении, а не на основании данных, указанных в товаросопроводительной документации. НДС удерживается в зависимости от объема принятого товара. Продавец выставляет счет-фактуру и объявляет вычет за утерянный товар.
В бухгалтерии продаж корректировочный счет отображается следующим образом:
- Указаны даты проведенных операций;
- Отмечено название: учет полученных товаров, начисление НДС, прием к вычету;
- Долги и кредиты;
- Суммы капитализированных активов и НДС;
- Отметьте дату разноски счета.
Отражение корректировочной накладной в кассе купли-продажи
Внимание! Следует отметить, что счет-фактура на исправление не требуется в ситуациях, когда необходимость внесения изменений вызвана ошибкой при выставлении счета или предоставлением призов, которые не влияют на стоимость продукта.
Основные способы исправления ошибок
Здесь можно применить 3 метода, подходящие для большинства бухгалтерских документов. Похоже на то:
- Исправление. Подходит для бумажных отчетов и деклараций. Если при заполнении допущена неточность, ошибка сбрасывается, и неправильная надпись остается разборчивой. Примечания содержат дату исправления, данные и подпись руководителя, печать организации;
- Дополнительная проводка. Используется в случае преждевременного обнаружения предыдущих сумм или ошибок. В этих случаях делается новая запись для суммы недостающей или избыточной суммы;
- Красный стартер. Это касается исправления неточностей в счетах. В этом случае ошибки отмечаются красными чернилами, и эти суммы вычитаются из транзакции.
Следует уточнить, что не все бухгалтерские документы подлежат исправлению. В частности, невозможно исправить ошибки при расчетах и наличные и банковские карты.