Любой, у кого есть собственный бизнес, рано или поздно сталкивается с государственным регулированием. Утомительные бюрократические процедуры, налоги, бесконечные сообщения на санитарно-эпидемиологические станции, ограничения и запреты — все это знакомо любому предпринимателю и у многих вызывает нескрываемое раздражение. Однако большая часть этих правил имеет смысл, поскольку они служат как для защиты прав потребителей, так и для защиты самих предпринимателей от хаотичной и жесткой конкуренции.
- Что такое государственное регулирование
- Регулирование предпринимательской деятельности с помощью права
- Принципы правового регулирования
- Методы как способ реализации государственной воли
- Проблемы правового вмешательства
- Налогообложение бизнеса
- Каким образом государство собирает налоги
- Саморегулирование в предпринимательском праве
Что такое государственное регулирование
Термин «государственное регулирование» до сих пор многим непонятен, но на самом деле все довольно просто: регулирование в экономике указывает на деятельность государственных органов, через которые реализуется политика страны в области предпринимательства.
Эта деятельность преследует несколько очень важных целей, необходимых для нормального функционирования экономики и социальных отношений:
Крупные компании с собственными заводами больше всего страдают от нормативных требований
Государство должно обеспечивать стабильную экономическую ситуацию, контролируя различные экономические процессы
При правильной государственной политике в области труда и занятости не ожидается роста безработицы
Поддержание справедливого уровня конкуренции в деловой среде может существенно повлиять на качество товаров, работ и услуг, которые они предлагают на рынке
Регулирование предпринимательской деятельности с помощью права
Основным правовым источником, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Конституция Российской Федерации. Именно в нем сосредоточены основные принципы, фундаментальные идеи законодателя о том, как должно вестись предприятие в нашей стране, насколько свободные предприниматели осуществляют свои права, насколько глубоко можно осуществить государственное регулирование в стране частный сектор торговли.
Конституция Российской Федерации содержит основные принципы функционирования экономики России
Правила, касающиеся непосредственного создания хозяйственных обществ, их признания на территории России, порядка их деятельности, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными федеральными законами (например, об обществах с ограниченной ответственностью, об обществах для действия, О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.).
Взаимодействие предпринимателей с гражданами регулируется Законом о защите прав потребителей, а с налогами и другими государственными органами — Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля »и некоторые другие. Права и обязанности работодателей и работников закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Существуют законы, регулирующие статус определенного сектора рынка, и лучшим примером здесь может служить закон «О рынке ценных бумаг». Также важны законы, направленные на регулирование некоторых видов предпринимательства, например, законы «О рекламе» и «О связи». Также можно отметить те законы, которые определяют правовой статус физических лиц, занимающихся той или иной формой предпринимательства, в том числе, например, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». И наконец, акты, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности. Это, например, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Уставы, такие как указы Президента Российской Федерации, постановления правительства, а иногда и акты министерств и ведомств, также играют роль. Конечно, они не должны противоречить ни Конституции, ни федеральным законам.
Многие из законодательных актов напрямую связаны с регулированием предпринимательской деятельности
Все эти (и многие другие) законодательные акты представляют собой своего рода «правила игры», необходимые для сохранения честности, прозрачности и эффективности каждой отдельной экономической деятельности.
Поэтому предпринимательская деятельность имеет особое регулирование, поскольку во всех связанных с ней нормативных актах установлены правила, несколько отличные от общих норм законодательства.
Принципы правового регулирования
Принципы — это основа взаимодействия бизнесменов как между собой, так и с государством. Чтобы было понятнее, следует перечислить их более подробно. Это принципы:
Методы как способ реализации государственной воли
Коммерческое право рассматривает как горизонтальные, так и вертикальные типы отношений (отношения равенства и отношения подчинения, соответственно), и поэтому требует как императивных, так и аппаратных методов. Первый заключается в наделении одних субъектов полномочиями, а другим — обязанностями. Последнее подразумевает полное равенство прав и обязанностей.
Наиболее эффективные методы здесь — метод подбора и метод обязательного назначения. Иногда для регулирования деловых отношений используется метод рекомендаций и метод запретов. Лучшим примером второго случая является закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», который запрещает компаниям совершать ряд действий, наносящих ущерб окружающей среде.
Более упрощенная схема разделения методов государственного регулирования предпринимательства
Проблемы правового вмешательства
Основная проблема правового и государственного регулирования — чрезмерная бюрократизация, препятствующая массовому вовлечению населения в хозяйственную деятельность.
Исторически сложилось так, что именно государства с развитой системой рыночных отношений добивались экономического успеха, сводя к минимуму все виды регулирования (государственного и юридического), предоставляя предпринимателям практически неограниченную свободу. Эти страны включают Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Сингапур, Японию и Южную Корею. Экономические реалии и исторический опыт упорно говорят нам, что ужесточение правил неизбежно ведет к массовой коррупции, стагнации, снижению экономической активности населения и, в особо запущенных случаях, товарный дефицит (как уже бывало в истории нашей страны).
Все развитые страны когда-то пережили период рыночных реформ, когда давление государства на предпринимателей стало минимальным. В России все не так хорошо, как хотелось бы: по данным глобального мониторинга предпринимательства, собранных за последние годы, только около 5% россиян занимаются собственным бизнесом. Этот чудовищно плохой показатель — прямое следствие 70-летнего социализма и традиционно высокого уровня регулирования экономических отношений в стране.
Рыночные реформы 1990-х были необходимы для построения капиталистической экономики, но их побочным эффектом было падение ВВП и массовое обнищание населения
Налогообложение бизнеса
Налоги, которые часто усложняют жизнь предпринимателям, служат для финансирования бесплатной науки, искусства и медицины, но их доступность по-прежнему остается спорным вопросом, с которым борются политики, юристы и экономисты.
именно налоговую инспекцию предприниматели, как правило, не любят больше всего
Каждый в этой жизни так или иначе сталкивался с налогами. В коммерческом праве все, что их касается, называется корпоративным налоговым регулированием. Его суть заключается в установлении правил корпоративного налогообложения, контроле за соблюдением этих правил государственными органами и, конечно же, ответственности за их нарушение. Налоговое регулирование можно разделить на этапы:
- Процесс создания налоговых правил.
- Применение установленных правил деловыми людьми (например, хозяйствующими субъектами) и соответствующими государственными органами (например, налоговой инспекцией). Применение установленных правил включает возникновение определенных налоговых обязательств, их признание предпринимателями и их выполнение.
- Государственный контроль за применением налогового законодательства. Эта проверка может быть как текущей, так и последующей. В первом случае государственные органы фиксируют возникновение, изменение и прекращение налоговых обязательств предпринимателей. Второй случай — это комплекс действий, направленных на признание государством налоговых обязательств предпринимателя.
- Привлечение к ответственности субъектов налоговых правоотношений. В некоторых местах эта ответственность очень значительна: например, в Скандинавии и США уклонение от уплаты налогов является одним из самых серьезных преступлений.
Каким образом государство собирает налоги
Основное средство, необходимое государству для этого, — прямое налогообложение и проверка его правильности. Этих двух простых элементов достаточно для обеспечения эффективного сбора налогов предпринимателями. Самым интересным в налоговом регулировании является то, что оно определяется законом как единый и неизменный свод правил для всех. Но контроль за правильностью налогообложения уже находится в ведении органов исполнительной власти, и особенности этого контроля часто зависят от регионального законодательства.
Принципы налоговой системы изложены в налоговом кодексе страны. Также определены все права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, в том числе ответственность за неуплату налогов, и порядок проверки правильности налогообложения.
Налоговый кодекс РФ — лучшее руководство для успеха споров с налоговыми органами
Саморегулирование в предпринимательском праве
Саморегулирование — это независимая и проактивная деятельность предпринимателей, направленная на разработку стандартов и правил в той сфере деятельности, которой они занимаются, а также контроль за соблюдением этих же правил и стандартов. Другими словами, саморегулируемые фирмы берут на себя часть функций соответствующих государственных органов.
1 декабря 2007 года в России был принят закон «О саморегулируемых организациях». Его введение положило начало комплексной реформе государственной системы регулирования предпринимательской деятельности. В некоторых секторах предпринимательства произошел постепенный переход от обычного способа регулирования, такого как лицензирование, к саморегулированию.
Этот закон был принят сразу после того, как в России уже сложились традиции пресловутого саморегулирования и многие участники рынка уже объединились в профессиональные сообщества, не нуждающиеся в регуляторных пинках со стороны государства. Такие либеральные изменения в законодательстве несколько облегчили жизнь предпринимателям, но не устранили проблемы, с которыми часто сталкиваются начинающие предприниматели: чрезмерное регулирование, непроницаемая бюрократия и коррупция. И все же это был большой шаг вперед.
Поэтому существует множество правил, регулирующих предпринимательскую деятельность, как и все другие юридические тонкости, которые очень часто отталкивают незадачливых молодых предпринимателей, рассчитывающих на быструю и легкую прибыль. Многие из этих действий напрямую затрагивают интересы бизнесменов, запрещая им определенные действия, что не лучшим образом сказывается на частном предпринимательстве. История последних 50 лет прекрасно продемонстрировала, что за частным предприятием будущее, и его нельзя убивать излишней бюрократией, многочисленными нормативными актами и многостраничными правовыми актами, которые сильно усложняют и без того непростую жизнь предпринимателей.