Поскольку с 2019 года правила проведения налоговых проверок изменились, многие налогоплательщики не знают, чего ожидать и к чему готовиться. Из наиболее интересных изменений можно отметить сокращение срока проведения экспертизы документов или изменение порядка подачи ряда документов в ФНС. Мы рассмотрим все необходимые вопросы, касающиеся налогового законодательства, особенностей проведения налоговых проверок и ответственности за выявление нарушений.
- Что такое проведение налоговой проверки
- Разновидности проводимых процедур
- Проведение процедуры, исходя из объема проверяемых вопросов
- Проведение процедуры, в зависимости от места действия
- Камеральная проверка
- Выездная проверка
- Встречная проверка
- Проведение процедуры, исходя из объема проверяемой документации
- Проведение процедуры, исходя из способа организации
- Ряд нарушений, которые могут быть обнаружены в ходе проведения проверки
- Оформление результатов
- Повторное истребование документации. Изменения законодательства
- Какое решение принимается по завершению проверки
- Заключение
Что такое проведение налоговой проверки
Под налоговой проверкой мы понимаем осуществление контроля со стороны государственной администрации за соблюдением правильности и своевременности уплаты установленной санкции (налогов). Главное — декларация, которую налогоплательщики предоставляют в течение определенного периода.
Основным нормативным актом, регулирующим данную процедуру, является Налоговый кодекс Российской Федерации, но используются и другие законы Российской Федерации. Согласно статье 82 ТУИР, процедура проверки относится к одному из методов фискального контроля. К ним также относятся:
Выполняется несколько видов проверок. Это включает:
- Выход. В свою очередь, выполняется следующее:
- Камера. Держал:
- Счетчик — это часть процедуры для других видов проверок.
Разновидности проводимых процедур
В дополнение к основным типам проверки могут быть квалифицированы по различным типам знаков и причинам, определившим саму процедуру. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.
Проведение процедуры, исходя из объема проверяемых вопросов
Если проверка проводится по объему проверяемых вопросов, ее принято делить на:
- Полный: контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проводится в течение определенного периода времени. Проверяется соответствие нормам и требованиям законодательства.
- Тематическая — рассматривает вопросы правильности начисления и уплаты государственного штрафа на основании полученной выручки организации. Он также занимается вопросами НДС, взимания налога на имущество и другими статьями. Эти типы проверок инициируются только при необходимости и определяются самим государственным органом. Этот тип контроля может идти рука об руку с полным контролем или самоконтролем, в зависимости от обстоятельств.
- Цель: контроль за соблюдением законодательства в определенной сфере финансово-хозяйственной деятельности компании. Этот тип может быть инициирован в связи с проблемами компенсации между поставщиком и покупателем, для определенных операций, для правильного применения льгот и других операций.
важно, чтобы результаты целевого аудита можно было применить в рамках комплексной проверки или тематического аудита. Они тоже могут идти отдельно.
Проведение процедуры, в зависимости от места действия
Во время процедуры они делятся на офисные, выездные и выездные.
Камеральная проверка
Он взаимодействует с контролем поданных налоговых деклараций, а также с другой документацией, которая приводит к исчислению или уплате государственных штрафов. Кроме того, это помогает контролировать деятельность плательщиков. Этот вид осуществляется на территории прямого отделения Федеральной налоговой службы.
Среди основных задач службы аудита:
Монитор управления камерой:
Срок проведения проверки Палатой не может превышать 3 месяца. Именно в этот период сотрудники госструктуры обязаны проверить предоставленные данные и выявить возможные нарушения или их отсутствие. При обнаружении ошибок или нарушений ФНС обязана известить проверяемого лица. Плательщику дается всего 5 дней на исправление ошибок.
Выездная проверка
Он включает в себя целый комплекс мероприятий:
Основные цели проверки на месте:
Также этот тип процедуры выполняется, когда другая не может быть выполнена. Другими словами, когда проверка может происходить только на территории самого налогоплательщика.
Согласно требованиям законодательства, период аудита составляет последние 3 года, предшествующие дате принятия решения. Срок не может превышать 2 месяца. Однако при определенных обстоятельствах его можно увеличить. Это произойдет, если:
виды налоговых проверок
Встречная проверка
Эта процедура сравнивает несколько копий одного и того же документа. Этот вид проверки проводится по документации, которая поставляется одновременно в нескольких экземплярах. Среди них можно выделить выписки, которые образуются при выдаче материальных ценностей.
Указанный вид документации хранится на разных предприятиях или в отдельных структурах. Этот тип проверки обычно проводится в сочетании с кабинетной или выездной проверкой.
Проведение процедуры, исходя из объема проверяемой документации
Если речь идет об осуществлении контроля на конкретном объеме контролируемой документации, то виды контроля делятся на:
- Постоянно — вся документация компании проверяется, без пропусков и отсутствия предложений на отсутствие нарушений. Этот тип используется, когда нужно контролировать небольшую организацию.
- Пользовательский: проверяется только часть документации. Этот тип может стать непрерывным, если во время процедуры были обнаружены существенные нарушения активности.
Проведение процедуры, исходя из способа организации
Способ организации предусматривает следующие виды контроля:
- Внезапно — осуществляется без предварительного согласования с налогоплательщиком. Основная цель — выявить возможные нарушения, которые могут быть скрыты при плановых проверках.
- Планируется — выполняется по согласованию с организацией. Устанавливается конкретный срок, в который будет проводиться плановая проверка.
- Повторная — процедура, выполняемая по тем же вопросам, и период, за который она уже проводилась.
Ряд нарушений, которые могут быть обнаружены в ходе проведения проверки
Как показывает практика, при контроле за деятельностью налогоплательщиков ФНС выявляет следующие виды правонарушений:
Оформление результатов
В случае выявления нарушений в ходе контроля за деятельностью налогоплательщика государственная структура обязана оформить их соответствующим образом. Фактически в установленный законом срок составляется акт о проведении налоговой проверки.
В этом акте отражены как положительные, так и отрицательные результаты. Установленная копия предоставляется самому налогоплательщику.
Повторное истребование документации. Изменения законодательства
Плательщикам следует помнить, что государственное учреждение имеет право в любое время запросить документацию, которая уже была проверена. В данном случае речь идет о двух основных типах заявлений:
- Предоставляются в виде оригиналов и после завершения проверки возвращаются Федеральной налоговой службой организации;
- Уже представлены ранее, но утрачены государственной службой в связи с определенными обстоятельствами.
Стоит отметить, что до сентября прошлого года госструктура не могла повторно подавать следующие документы:
Однако с 3 сентября 2018 года в налоговое законодательство были внесены некоторые изменения. В частности, в пункте 5 статьи 93 ТУИР. В соответствии с новыми правилами, ФНС больше не имеет ограничений по требуемой документации.
Однако для самих плательщиков эти изменения имеют и положительные стороны. В частности, можно не подавать выписки повторно, если вы сообщите в налоговый орган:
Указанная информация должна быть передана в ФНС не позднее 1 дня с момента получения уведомления о новом представлении документации. Информация может быть предоставлена как в письменной форме, через Управление Федеральной налоговой службы, так и в электронном виде через официальный сайт государственного учреждения.
Какое решение принимается по завершению проверки
После завершения процедуры проверки руководитель управления госструктуры принимает соответствующее решение. Это должно быть:
- Приказ о привлечении к ответственности виновного, совершившего налоговое правонарушение. В этом случае может быть задействовано более одного человека. Утверждается в случае, если по результатам проверки выявлены существенные нарушения действующего законодательства.
- Отказ от ответственности.
В последнем случае организация не будет ждать наказаний и санкций. Однако это не освобождает налогоплательщика от обязанности платить назначенные и начисленные штрафы.
Само решение в обязательном порядке должен принимать глава государственной структуры, которой оно было вынесено, или его заместитель.
Заключение
Как видно из вышеизложенного, работа госструктуры направлена на мониторинг деятельности всех налогоплательщиков. По этой причине к вопросу прохождения проверок ФНС следует подходить ответственно. Кроме того, нельзя игнорировать запросы налоговой инспекции. Необходимая документация и информация должны быть представлены в срок, установленный законом.