Потребительский экстремизм

Защита потребителей полна различных ситуаций, в которых справедливость восстанавливается по отношению к гражданам, которым каким-либо образом был причинен ущерб в их правах в отношении покупок или услуг.

Но некоторые граждане сознательно используют различные правовые инструменты, направленные на получение выгоды: необоснованно подают в суд на продавцов, чтобы многократно разбогатеть за их счет.

Эти действия получили название потребительского экстремизма.

Понятие

Под потребительским экстремизмом понимается особое поведение покупателей, направленное на получение выгоды от продавцов. Как правило, при таком поведении нарушаются нормы закона и используются психологические приемы, направленные на манипулирование с целью обогащения.

Эта концепция впервые появилась в США, где широко распространен потребительский экстремизм. В Российской Федерации такие действия считаются неправомерными, поэтому такие запросы часто даже не принимаются в производство.

Потребительский экстремизм

Потребительский экстремизм

Правовая сущность

С точки зрения юридической практики экстремизм ассоциируется с двумя статьями:

  1. 10 статья ГК РФ.
  2. 159 статья УК РФ.

Негативное поведение граждан можно продемонстрировать именно благодаря этим двум статьям. Исходя из этих норм экстремизмом признаются следующие действия:

  1. Действия, предпринятые покупателем с целью причинения вреда продавцу.
  2. Использование своего государства для получения прибыли.
  3. Мошенническая деятельность потребителей.
  4. Действия покупателей, связанные с использованием обмана и особого отношения к продавцу.

Отдельного правового акта, регулирующего пределы правового экстремизма, в российском законодательстве нет.

Примеры экстремизма

Америка

Потребительский экстремизм

В основном все большие скандалы разгораются вокруг крупных брендов. Например, в 2012 году братья Алмазовы обратились в компанию Coca-Cola с иском о компенсации в размере 100 000 рублей за стакан в бутылке. Если компенсации не будет, братья пригрозили подать иск в суд.

В ходе внутреннего расследования было установлено, что бракованная продукция была похищена со склада компании. То есть один из братьев просто украл бутылку со стеклом и решил попросить за нее компенсацию.

На заметку! Классическим примером потребительского экстремизма является спор между Либеком и McDonald’s. Американка облилась кофе, купленным в этом месте. Пострадавшая получила ожог 3-й степени от горячего напитка, за что компания выплатила ей компенсацию в размере 640 000 долларов.

Разность подходов к вопросу

Примеры американского экстремизма в Российской Федерации довольно редки, поскольку такое поведение рассматривается судами как злоупотребление, а гражданам просто отказывают в суде.

Например, в 2001 году пенсионер подал жалобу на компанию «Петро», которая производит сигареты «Беломорканал» на сумму 2 500 000 рублей. Гражданин 50 лет курил сигареты и заболел раком легких.

Поводом для судебного разбирательства стала смерть первой жены пенсионера, умершей от пассивного курения, и собственная болезнь актера. Поводом для заявления послужило то, что гражданин посчитал, что предупреждение об опасности курения на упаковке написано слишком мелким шрифтом.

В ходе судебного разбирательства в суде была назначена независимая экспертиза, в ходе которой было установлено, что причиной рака легких стало не курение, а работа человека. Повторная экспертиза дала такой же результат.

Однако в Америке граждане могут довольно легко получать платежи от табачных компаний. Например, один из таких процессов завершился выплатой вдове курильщика в размере 23 600 000 рублей.

Российские судьи скептически относятся к такому типу американских дел. Например, в 2010 году гражданин Хохлов пытался взыскать с производителя МОК компенсацию в размере 500 000 рублей за мышь, найденную в пакете с орехами.

В ходе судебного разбирательства размер компенсации был уменьшен до 200 000 рублей, но потерпевший также не получил их. В ходе расследования было установлено, что фотография, ставшая основным доказательством заявления Хохлова, была сделана за два часа до покупки грецких орехов и задушения мыши.

Бытовой экстремизм

Потребительский экстремизм

В России стремительно развивается внутренний экстремизм. Юристы включают в эту категорию судебных разбирательств несколько видов дел:

  1. Покупка автомобиля.
  2. Покупка оборудования.
  3. Приобретение техники.
  4. Заказ ремонтно-отделочных работ.
  5. Заказ услуг.

Особенность бытового экстремизма — многократное удорожание иска. Разница может достигать 100.

Примером может служить дело гражданина Соколова, который купил Nissan за 1 032 000 рублей. Через пару месяцев после операции обнаружил на амортизаторах следы моторного масла.

Продавец и производитель заверили, что причина — несоблюдение требований к эксплуатации транспорта, но независимая экспертиза показала, что это совсем не так и имеется производственный брак.

Соколов самостоятельно устранил поломку и обратился в суд с требованием возмещения стоимости ремонта и компенсации морального вреда. Но выиграв дело, он не остановился и обратился в Лефортовский суд с единовременной выплатой 6 955 000 рублей и штрафом в размере половины этой суммы.

Суд признал данное требование злоупотреблением и отказал гражданину в удовлетворении ходатайства.

Способы защиты от экстремизма

Превентивные меры

Потребительский экстремизм

Профилактические меры по борьбе с потребительским экстремизмом — это собрания, на которых работодатели и уполномоченные лица собирают сотрудников для проведения просветительских дискуссий.

В современных компаниях такая практика используется повсеместно, потому что таким образом сторонам удается быстро решить все проблемы сотрудников и предотвратить возникновение потребительского экстремизма.

Работодатель самостоятельно выбирает, как вести разговор с сотрудниками. Это может быть деловой диалог или непринужденная беседа. На этапе отбора важно найти общий язык с сотрудником, так как от этого зависит, насколько положительным будет результат контакта. Некоторые работодатели используют для этих встреч корпоративные игры или презентации.

Психологические команды

В Российской Федерации существует несколько небольших компаний, основной бизнес которых — разрешение споров между продавцами и потребителями услуг. Чаще всего это небольшие юридические фирмы, занимающиеся подготовкой предлагаемых анкет, в которых экстремист должен дать ответы на вопросы и пройти беседу с психологом.

Аналогичные меры должны быть приняты и с обидчиком, чтобы стороны могли прийти к общему решению. Чаще всего контакт с такой специализированной компанией происходит при разрешении споров, связанных с долевой собственностью. Именно в этом секторе акционеры наиболее охотно принимают положительное решение в свою пользу.

Проработка договоров

Обычно основной причиной споров в сфере потребительского экстремизма является плохо составленный договор купли-продажи или обслуживания.

Поэтому специалисты рекомендуют внимательно проверять текст документа, чтобы в нем было точно указано, как и где разрешаются споры.

Этот вариант устранения неполадок особенно используется в сфере здравоохранения.

Фиксация действий, совершаемых сотрудниками

Самый сложный способ защиты от потребительского экстремизма — фиксировать все действия сотрудников компании. Любой зафиксированный факт может служить доказательством для защиты работника во время судебного разбирательства.

В качестве доказательства могут быть использованы:

  1. Фото.
  2. Видеозаписи.
  3. Аудиозаписи.

Чаще всего этот метод используется в образовательной сфере. Основным средством исправления в этом случае является дневник занятий, в который вносятся изменения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервис помощи по юридическим вопросам, узнайте, как решить вашу проблему
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: