Судебное разбирательство и специфику их деятельности в настоящий момент невозможно представить без отдела мировых судей. Они занимаются множеством разных вопросов, беря на себя серьезную ношу. В данной статье рассматривается, как эта деятельность регулируется на законодательном уровне.
- Законодательство о Мировых судьях
- Что входит в основные положения
- Планируемые изменения
- Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»
- Основные моменты законодательства
- Что входит в понятие института мирового суда?
- Федеральный закон № 188
- Какое определение мировым судьям дает нормативный акт
- Что входит в компетенцию судей
- Разделение на судебные участки
- Основные требования к кандидатам
- Как выбирается
- Период действия полномочий
- Прекращение полномочий
- Обеспечение деятельности судей
- Мнение экспертов
- Заключение
Законодательство о Мировых судьях
Мировые судьи — первая судебная инстанция. В их компетенцию входит разрешение споров, касающихся преступлений или незначительного материального ущерба. Судьи магистратского суда рассматривают имущественные вопросы, общая стоимость иска до 50 тысяч рублей. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность обращения заявителей к мировым судьям для вынесения судебного приказа на общую сумму до 500 тысяч рублей.
Как и в любом другом случае, основной задачей судебной власти остается разрешение споров, заключение мирового соглашения и так далее. Их деятельность регулируется федеральным законом «О мировых судьях».
Нормативный акт призван регулировать работу мировых судей. Как это бывает? Федеральное законодательство регулирует ключевые аспекты деятельности судей, а также участвует в обеспечении деятельности компетентных органов.
Особенность этого нормативного акта заключается в том, что он также определяет подсудность дел компетентным органам. Кроме того, он содержит нормы, определяющие полномочия территориальных органов.
Что входит в основные положения
Федеральное законодательство в основных положениях регулирует следующие вопросы:
- Определение мировых судей в России. О чем это понятие, их основной бизнес;
- Гарантия статуса и неприкосновенности судьи;
- Основная юрисдикция суда;
- Разделение на судебные области, состав;
- Каковы требования к кандидатам на должность и к судьям в целом;
- Как обозначается срок действия;
- Прекращение и приостановление деятельности судьи;
- Судейский аппарат;
- Организационное сопровождение деятельности.
Планируемые изменения
Одним из наиболее важных моментов, касающихся изменений в законодательстве, было внесенное предложение об установлении неограниченных полномочий мирового судьи. Основная проблема в том, что действующий законодательный акт устанавливает небольшой срок, по истечении которого судья может подтвердить свою кандидатуру на эту должность.
Инициатива изменить это правило исходит от Верховного Суда РФ. Законопроект об отмене этого ограничения был внесен в Госдуму. Основная позиция ВС подкрепляется тем, что постоянное повторное назначение несовместимо с конституционным принципом неподвижности судей. Есть также основания полагать, что такой подход оказывает давление на правосудие.
Кроме того, в зависимости от региональных правил, время приема дополнительно регулируется и может быть изменено. Так, например, в Москве срок не превышает 3 лет, а в Башкортостане — 5 лет. Изменения в законодательстве помогут привести структуру к единому значению. Что останется неизменным, так это возрастной ценз для депутатов — до 70 лет.
Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»
Этот законопроект создан в Архангельской области в связи с тем, что с момента образования управления мировых судей их необходимость и обоснованность была полностью продемонстрирована. За этот период значительно снизилась нагрузка на сотрудников районных судов, а также повысилась доступность правосудия для рядовых граждан.
Большинство дел рассматривается на мировых площадках, и, поскольку их количество не соответствовало запросам населения, было решено увеличить. Законопроект увеличил количество участков на 6 единиц, которые располагались в городах и районах области, где общая численность населения превысила 23 тысячи человек.
Эта мера также повлияла на рост федерального бюджета. Кроме того, статистика, представленная за последние годы, показала острую необходимость увеличения количества глобальных сайтов.
Основные моменты законодательства
Чтобы понять особенности работы мировых судей, необходимо более подробно остановиться на ключевых моментах, закрепленных в федеральном законодательстве. Как уже было сказано, нормативный акт не только регулирует работу суда первой инстанции, но и устанавливает особенности его деятельности.
Что входит в понятие института мирового суда?
Нормативный акт относит данный правовой институт к судам общей юрисдикции. Они осуществляют свою деятельность на уровне субъектов Российской Федерации, являясь при этом частью государственной системы.
В законодательстве есть прямые ссылки на Конституцию России, а также на закон «О судебной системе». Эти нормы устанавливают полномочия и принципы правового аппарата. Кроме того, особенности деятельности судей, порядок и сроки их работы могут регулироваться актами местного самоуправления. В то же время эти законопроекты не могут противоречить или противоречить основным федеральным документам.
Федеральный закон № 188
Как уже было сказано, законодательного акта нет. 188 «О мировых судьях» регулирует основные нюансы деятельности юридического лица. Он также прописывает сам порядок назначения граждан на должности, приостановления и прекращения их деятельности. Закон устанавливает юрисдикцию и разграничение судебных сфер.
Какое определение мировым судьям дает нормативный акт
Мировые судьи в современной системе являются важным правовым институтом. Именно поэтому его регулирование осуществляется на высшем (федеральном) уровне. Большая часть этого попадает под действие закона 188.
Этот правовой институт призван осуществлять правосудие от имени Российской Федерации. Общая процедура регулируется федеральными постановлениями.
Решения и решения мировых судей обязательны для всех без исключения (физических и юридических лиц, органов власти).
Что входит в компетенцию судей
Подсудность, то есть какие дела может рассматривать конкретное юридическое лицо, описана в третьей статье 188 Федерального закона. Для мировых судей установлены:
Кроме того, законодательство может предусматривать дальнейшее рассмотрение споров судебной властью.
Разделение на судебные участки
Статья 4 Федерального закона устанавливает правила осуществления судьей своей деятельности в пределах установленной территории. Их общее количество также устанавливается законом по инициативе субъекта Российской Федерации.
Количество участков создается в зависимости от численности населения. На территории от 15 до 23 тысяч человек. В случаях, когда общее количество граждан менее 15 тысяч, создается только один сайт. Если планируется упразднить конкретный сайт, дела с него передаются в ведение другого учреждения.
В установленных случаях дела могут быть переданы председателями районных судов, если это разрешено юрисдикцией судебного органа. Это правило применяется также в случаях повышенной загруженности мирового судьи. Такие дела могут включать уголовные, административные, судебные постановления и так далее.
Основные требования к кандидатам
В статье 5 содержится четкая ссылка на федеральный закон о статусе судей. То есть граждане, соответствующие критериям, установленным федеральным законодательством, могут претендовать на мировую позицию.
Другими словами, одни и те же требования распространяются на сотрудников юридических структур, независимо от власти. Однако это правило применяется с учетом положений статьи 188 закона. В частности, это касается особенностей назначения мировых судей.
Как выбирается
Эта процедура осуществляется при непосредственном участии законодательного органа или лиц, проживающих на данной территории. Такой же порядок избрания судьи устанавливается законом местного самоуправления.
Данная процедура должна быть проведена не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий действующего судьи. В случаях, когда сотрудник законного органа прекращает свою работу раньше, чем ожидалось, это делается не позднее, чем за 10 дней до окончания.
Период действия полномочий
Как уже было сказано, в нормативном акте четко прописан срок осуществления законной деятельности. Статья 7 устанавливает правило, что этот срок не может превышать 5 лет. Местное самоуправление может сократить (но не увеличить) этот период.
Однако гражданин, занимающий эту должность, имеет право повторно назначить своего кандидата для рассмотрения. В случае переизбрания общий срок не может превышать 5 лет.
Стоит отметить, что независимо от периодов и времени выборов судья не может занимать эту должность по достижении 70-летнего возраста. В этом случае он будет вынужден отказаться от своих полномочий.
Прекращение полномочий
В законодательстве четко прописаны ситуации, в которых должны решаться полномочия сотрудника юридической структуры. Это включает:
Важно! Дополнительные условия прописаны в федеральном законе «О статусе судей».
Обеспечение деятельности судей
Важную роль в выполнении работы судьи играет его аппарат. Сама структура, штатное расписание, определяется постановлениями местного самоуправления.
При этом сотрудники имеют статус государственного служащего и работают по правилам действующего законодательства.
Кредит предоставлен при непосредственном участии Судебного департамента, действующего в Вооруженных силах. Их основной бизнес — перевод зарплат, премий, социальных премий и так далее.
Мнение экспертов
Какую оценку эксперты дают работе мировых судей. Во-первых, их работа двоякая. Он регулируется региональными актами, но в то же время является частью единой государственной системы, направленной на разрешение споров и представление интересов Российской Федерации.
На момент формирования структуры в целом было большое количество споров по поводу того, какой объем работы должен покрывать этот отдел. Считалось, что юридическая структура должна осуществлять деятельность только на уровне первой инстанции. Таким образом, их деятельность характеризует работу районных судов и общую эффективность разбирательства.
Следовательно, именно нынешняя формулировка подтверждает, что двойственность этой структуры дошла до населения.
Заключение
Как бы то ни было, мировой суд признается экспертами действительно значимым юридическим лицом. Это позволяет населению беспрепятственно предстать перед правосудием, восстановить свои права и разрешить существующие конфликты.
Федеральный закон № 188 достаточно сбалансирован и охватывает все наиболее значимые аспекты этой деятельности.