Государство ставит перед энергетиками задачу непрерывного снабжения населения тепловой энергией. Создание эффективной системы регулирования отношений между производителями и потребителями тепла невозможно без надежной правовой базы.
Федеральный закон «О теплоснабжении»
27 июля 2010 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ «О теплоснабжении». Данный нормативный акт существенно изменил структуру управления тепловой энергией и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.
Сфера регулирования
Закон применяется ко всем видам экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепла.
ФЗ-190 определяет и контролирует следующие направления:
Внимание! Федеральный закон «О теплоснабжении» не регулирует задачи по качеству. Проблемы безопасности при подаче горячей воды решаются нормативными актами в области санитарного контроля и законодательством о техническом регулировании.
Основные положения
Закон № 190-ФЗ устанавливает основные принципы организации теплоснабжения.
Государство устанавливает следующие приоритеты:
Кроме того, стандарты ФЗ-190 призваны сбалансировать интересы потребителей и организаций, производящих тепло и электроэнергию.
Распределение полномочий
Закон о теплоснабжении очерчивает возможности и обязанности властей на всех уровнях.
Правительство РФ:
Органы исполнительной власти области:
Администрации муниципальных образований:
В случае необходимости полномочия местных и региональных властей могут быть перераспределены (ФЗ-190, ст. 6.1).
Редакции закона
С момента его принятия (27 июля 2010 г.) в основной нормативный акт по теплоснабжению были внесены многочисленные изменения и дополнения. Изменена формулировка положений, добавлены новые статьи и главы.
Изменения от 29.07.2017
Существенные изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении» были внесены с принятием Закона № 279-ФЗ 29 июля 2017 года.
В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвященная процедуре антимонопольного контроля.
Объектами регулирования являются:
Положения статьи 4.2 обязывают доминирующие компании в сфере теплоснабжения регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.
Добавление главы 5.1 позволило урегулировать особенности правового регулирования в тарифных зонах.
Глава включает 11 статей, которые объединяют:
Кроме того, изменения коснулись порядка оформления аренды систем теплоснабжения, принадлежащих муниципалитету или государству.
Важно! Последние дополнения в Федеральный закон № 190-ФЗ были внесены в июле 2018 года. В нормативный акт постоянно вносятся изменения в целях совершенствования системы правового регулирования в сфере теплоснабжения.
Итоги реформирования
Основная цель реформы 2017 года — либерализация экономических отношений в отопительной сфере. Новый рыночный формат предусматривает постепенный переход к свободному ценообразованию в тарифных зонах. Для этого в крупных городах выбирается компания-поставщик (ЕТО), закупающая тепло у производителей.
В обязанности поставщика входит:
Во избежание завышения тарифов деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регулирует подписание концессионных документов для энергосистем и централизованных сетей горячего водоснабжения.
Мнения экспертов
Еще одно нововведение реформы 2017 года — альтернативный котельный метод. Альтернативная тарифная модель предполагает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги по теплоснабжению.
Федеральный закон № 190-ФЗ (и последующие поправки) дает регулятору право устанавливать максимально допустимую ставку. В этом случае уровень цен определяется стоимостью строительства альтернативного источника теплоснабжения.
Энергетики утверждают, что нынешний механизм ценообразования невыгоден для долгосрочных вложений. Альтернативная модель котельной предлагает возможность устанавливать тариф и ежегодно менять его в зависимости от уровня инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат инвестиций в теплоснабжение. Производители энергии также поддерживают внедрение нового метода, который позволит собрать необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.
Однако многие специалисты находят недостатки в методе, предложенном энергетиками. Специалисты считают, что главный недостаток — резкое удорожание тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы счетов, для местных властей — необходимость выделения дополнительных средств на субсидирование льготных категорий граждан.