Закон о теплоснабжении

Государство ставит перед энергетиками задачу непрерывного снабжения населения тепловой энергией. Создание эффективной системы регулирования отношений между производителями и потребителями тепла невозможно без надежной правовой базы.

Федеральный закон «О теплоснабжении»

27 июля 2010 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ «О теплоснабжении». Данный нормативный акт существенно изменил структуру управления тепловой энергией и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.

Сфера регулирования

Закон о теплоснабжении

Закон применяется ко всем видам экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепла.

ФЗ-190 определяет и контролирует следующие направления:

  • государственная политика в области установления тарифов;
  • организация учета произведенной и потребленной энергии;
  • передача прав пользования государственными или муниципальными энергетическими установками;
  • технологические условия подключения к объектам теплоснабжения;
  • распределение тепловой нагрузки;
  • порядок установки теплоносителей;
  • гарантировать безопасность и надежность систем отопления;
  • проблемы с подачей горячей воды при использовании открытых контуров отопления.
  • Внимание! Федеральный закон «О теплоснабжении» не регулирует задачи по качеству. Проблемы безопасности при подаче горячей воды решаются нормативными актами в области санитарного контроля и законодательством о техническом регулировании.

    Основные положения

    Закон о теплоснабжении

    Закон № 190-ФЗ устанавливает основные принципы организации теплоснабжения.

    Государство устанавливает следующие приоритеты:

  • энергоэффективность производства и потребления тепла;
  • гарантировать надежность при эксплуатации установки;
  • развитие централизованного теплоснабжения;
  • льготное использование комбинированного производства тепла и электроэнергии;
  • уважение к экологической безопасности;
  • обеспечить условия для развития предпринимательства в сфере теплоснабжения.
  • Кроме того, стандарты ФЗ-190 призваны сбалансировать интересы потребителей и организаций, производящих тепло и электроэнергию.

    Закон о теплоснабжении

    Распределение полномочий

    Закон о теплоснабжении очерчивает возможности и обязанности властей на всех уровнях.

    Правительство РФ:

  • разрабатывает меры по реализации энергетической стратегии;
  • утверждает правила подключения и доступа к системам;
  • устанавливает основу для ценообразования на тепловую энергию;
  • утверждает порядок контроля сбытовых организаций.
  • Органы исполнительной власти области:

  • устанавливать нормативы в области теплоснабжения (удельный расход и запасы топлива, технологические потери при передаче тепла);
  • разрабатывать программы, обеспечивающие надежность функционирования конструкций;
  • определить энергетический и энергетический баланс региона.
  • Администрации муниципальных образований:

  • организовать бесперебойную подачу тепла и горячей воды;
  • следить за готовностью к отопительному сезону;
  • реагировать на запросы потребителей (граждан и организаций) по качеству оказываемых услуг;
  • разработать схемы тепловых систем.
  • В случае необходимости полномочия местных и региональных властей могут быть перераспределены (ФЗ-190, ст. 6.1).

    Редакции закона

    С момента его принятия (27 июля 2010 г.) в основной нормативный акт по теплоснабжению были внесены многочисленные изменения и дополнения. Изменена формулировка положений, добавлены новые статьи и главы.

    Изменения от 29.07.2017

    Закон о теплоснабжении

    Существенные изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении» были внесены с принятием Закона № 279-ФЗ 29 июля 2017 года.

    В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвященная процедуре антимонопольного контроля.

    Объектами регулирования являются:

  • распределение тепловой нагрузки;
  • заключение договоров на оказание услуг потребителям;
  • цены на услуги отопления и горячего водоснабжения.
  • Положения статьи 4.2 обязывают доминирующие компании в сфере теплоснабжения регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.

    Добавление главы 5.1 позволило урегулировать особенности правового регулирования в тарифных зонах.

    Глава включает 11 статей, которые объединяют:

  • условия и порядок формирования тарифных зон;
  • зарядные характеристики;
  • определение максимальной стоимости тепловой энергии;
  • порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
  • правила определения тарифов на подключение к тепловым сетям;
  • требования к предприятиям единого теплоснабжения;
  • особенности усадки источников тепла при ремонте.
  • Кроме того, изменения коснулись порядка оформления аренды систем теплоснабжения, принадлежащих муниципалитету или государству.

    Важно! Последние дополнения в Федеральный закон № 190-ФЗ были внесены в июле 2018 года. В нормативный акт постоянно вносятся изменения в целях совершенствования системы правового регулирования в сфере теплоснабжения.

    Итоги реформирования

    Закон о теплоснабжении

    Основная цель реформы 2017 года — либерализация экономических отношений в отопительной сфере. Новый рыночный формат предусматривает постепенный переход к свободному ценообразованию в тарифных зонах. Для этого в крупных городах выбирается компания-поставщик (ЕТО), закупающая тепло у производителей.

    В обязанности поставщика входит:

  • обеспечить бесперебойное теплоснабжение;
  • модернизация существующих заводов;
  • строительство новых заводов.
  • Во избежание завышения тарифов деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регулирует подписание концессионных документов для энергосистем и централизованных сетей горячего водоснабжения.

    Мнения экспертов

    Еще одно нововведение реформы 2017 года — альтернативный котельный метод. Альтернативная тарифная модель предполагает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги по теплоснабжению.

    Федеральный закон № 190-ФЗ (и последующие поправки) дает регулятору право устанавливать максимально допустимую ставку. В этом случае уровень цен определяется стоимостью строительства альтернативного источника теплоснабжения.

    Энергетики утверждают, что нынешний механизм ценообразования невыгоден для долгосрочных вложений. Альтернативная модель котельной предлагает возможность устанавливать тариф и ежегодно менять его в зависимости от уровня инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат инвестиций в теплоснабжение. Производители энергии также поддерживают внедрение нового метода, который позволит собрать необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.

    Однако многие специалисты находят недостатки в методе, предложенном энергетиками. Специалисты считают, что главный недостаток — резкое удорожание тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы счетов, для местных властей — необходимость выделения дополнительных средств на субсидирование льготных категорий граждан.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Сервис помощи по юридическим вопросам, узнайте, как решить вашу проблему
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: