Рассматриваемый нормативный акт определяет суть содержания ОРД (оперативно-исследовательской деятельности), в которой задействованы сотрудники правоохранительных органов нашей страны, и устанавливает ряд гарантий законности и соблюдения прав физических лиц при этом проведение ОРМ (оперативно-исследовательская деятельность).
Предмет регулирования
Правовой основой рассматриваемого вида деятельности является совокупность нормативных правовых актов, имеющих многоуровневую структуру, включающую в себя следующие составляющие:
- Конституционный — содержащий результаты решений Конституционного Суда РФ по урегулированным вопросам.
- Международное право, основанное на общепринятых нормах международного права.
- Законодательная — состоящая из федерального закона «Об ОРД», а также норм федеральных законов, регулирующих уголовно-правовую сферу (Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации).
- Положение — охватывает соответствующие указы главы государства, постановления правительства, организационно-распорядительные документы ГП РФ, а также межведомственные акты, регулирующие вопросы правоотношений в рассматриваемой сфере.
Понятие ОРД
Согласно статье 1 Федерального закона «Об ОРД» рассматриваемый вид деятельности (ОРД) представляет собой совокупность открытых и закрытых мероприятий, осуществляемых компетентными оперативными сотрудниками правоохранительных органов путем реализации ОРМ, направленных на обеспечение защита граждан, неприкосновенность их имущества, а также безопасность государства и общественная безопасность от различных противоправных действий.
Цели ORD
Принципы и основания для проведения ОРД
Действующее законодательство (ст. 3 Федерального закона «Об ОРД») предусматривает, что рассматриваемая деятельность полностью основана на конституционных принципах законности, заключающихся в обязательном соблюдении прав и свобод гражданина в отношении личности в обеспечить выполнение требований заговора, включая открытые и тайные методы работы.
В действующем законе (ст. 7 Федерального закона «Об ОРД») причины начала деятельности указаны:
- Наличие уголовного дела, возбужденного следователем или дознавателем по соответствующей статье УК РФ.
- Информация, доступная оперативным подразделениям, с указанием: наличия признаков преступления, а также подготовки к нему (при отсутствии условий для возбуждения действия на данный момент); события и факты, представляющие реальную угрозу безопасности нашей страны в целом; преступники, избежавшие следствия или суда; пропавшие без вести; в связи с обнаружением неопознанных трупов.
- Отдельные указания от лиц, проводящих уголовное расследование (следователей и допросов), а также протоколы судебных заседаний, выдаваемые в ходе расследования дел о совершенных преступлениях.
- Особые запросы от органов власти (в частности, находящихся в других местах), участвующих в проведении ORD.
- Положение, предписывающее применение мер безопасности для определенных категорий лиц («засекреченных» свидетелей).
- Запросы о правовой помощи поступают от международных правоохранительных органов (в соответствии с положениями соглашений, заключенных между странами).
важно знать: приведенные выше причины проведения ORM кажутся исчерпывающими! Проведение подобных мероприятий вопреки заявленным причинам незаконно!
Иные полномочия органов, проводящих ОРД
В дополнение к вышесказанному, в полномочия эксплуатирующих органов входит право собирать данные, необходимые для подготовки решений по:
Список мероприятий
Статья 6 федерального закона данного закона гласит, что при наличии достаточных оснований допускается выполнение следующих ОРМ:
Приведенный выше перечень ОРМ является полным и окончательным, в связи с чем его изменение, а также дополнение возможно только на основании федерального закона.
Оперативно-исследовательская деятельность
важно знать: исполнение одного из вышеуказанных операторов мобильной связи допускается на основании решения суда. При несоблюдении этого требования все разработки, полученные в ходе таких действий, будут незаконными!
Контроль и надзор
Контроль за деятельностью ОР по закону возложен на высшие органы государственной власти в пределах предусмотренных конституцией полномочий.
Надзор за ОР является исключительной обязанностью российской государственной прокуратуры. Ведомственный контроль осуществляется руководителями органов, непосредственно участвующих в реализации ОРМ.
Значение и цель надзора и контроля
При надзоре за ОРМ прокурор регулярно проверяет документы и особые дела в оперативных подразделениях, в том числе информацию о проведенном ОРМ, обеспечивая при этом строгое соблюдение государственной тайны. Основная цель этих прокурорских проверок — предотвратить возможные нарушения конституционных прав человека сотрудниками правоохранительных органов, а также оценить полноту принятых мер.
Ведомственный контроль над ОР аналогичен контролю со стороны прокуратуры, но, кроме того, он имеет организационный и руководящий компонент в планировании и реализации конкретных оперативных мер.