Закон об ОРД

Рассматриваемый нормативный акт определяет суть содержания ОРД (оперативно-исследовательской деятельности), в которой задействованы сотрудники правоохранительных органов нашей страны, и устанавливает ряд гарантий законности и соблюдения прав физических лиц при этом проведение ОРМ (оперативно-исследовательская деятельность).

Предмет регулирования

Закон ORD

Правовой основой рассматриваемого вида деятельности является совокупность нормативных правовых актов, имеющих многоуровневую структуру, включающую в себя следующие составляющие:

  1. Конституционный — содержащий результаты решений Конституционного Суда РФ по урегулированным вопросам.
  2. Международное право, основанное на общепринятых нормах международного права.
  3. Законодательная — состоящая из федерального закона «Об ОРД», а также норм федеральных законов, регулирующих уголовно-правовую сферу (Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации).
  4. Положение — охватывает соответствующие указы главы государства, постановления правительства, организационно-распорядительные документы ГП РФ, а также межведомственные акты, регулирующие вопросы правоотношений в рассматриваемой сфере.

Понятие ОРД

Согласно статье 1 Федерального закона «Об ОРД» рассматриваемый вид деятельности (ОРД) представляет собой совокупность открытых и закрытых мероприятий, осуществляемых компетентными оперативными сотрудниками правоохранительных органов путем реализации ОРМ, направленных на обеспечение защита граждан, неприкосновенность их имущества, а также безопасность государства и общественная безопасность от различных противоправных действий.

Закон ORD

Цели ORD

Принципы и основания для проведения ОРД

Закон ORD

Действующее законодательство (ст. 3 Федерального закона «Об ОРД») предусматривает, что рассматриваемая деятельность полностью основана на конституционных принципах законности, заключающихся в обязательном соблюдении прав и свобод гражданина в отношении личности в обеспечить выполнение требований заговора, включая открытые и тайные методы работы.

В действующем законе (ст. 7 Федерального закона «Об ОРД») причины начала деятельности указаны:

  1. Наличие уголовного дела, возбужденного следователем или дознавателем по соответствующей статье УК РФ.
  2. Информация, доступная оперативным подразделениям, с указанием: наличия признаков преступления, а также подготовки к нему (при отсутствии условий для возбуждения действия на данный момент); события и факты, представляющие реальную угрозу безопасности нашей страны в целом; преступники, избежавшие следствия или суда; пропавшие без вести; в связи с обнаружением неопознанных трупов.
  3. Отдельные указания от лиц, проводящих уголовное расследование (следователей и допросов), а также протоколы судебных заседаний, выдаваемые в ходе расследования дел о совершенных преступлениях.
  4. Особые запросы от органов власти (в частности, находящихся в других местах), участвующих в проведении ORD.
  5. Положение, предписывающее применение мер безопасности для определенных категорий лиц («засекреченных» свидетелей).
  6. Запросы о правовой помощи поступают от международных правоохранительных органов (в соответствии с положениями соглашений, заключенных между странами).

важно знать: приведенные выше причины проведения ORM кажутся исчерпывающими! Проведение подобных мероприятий вопреки заявленным причинам незаконно!

Иные полномочия органов, проводящих ОРД

Закон ORD

В дополнение к вышесказанному, в полномочия эксплуатирующих органов входит право собирать данные, необходимые для подготовки решений по:

  • допуск лица к данным, имеющим секретный статус;
  • разрешение гражданину заниматься трудовой деятельностью на объектах со статусом повышенной опасности;
  • допуск субъекта к участию в FBO и возможность его знания данных, полученных в результате его поведения;
  • возможность начать и продолжить с конкретным гражданином взаимодействие при проведении ORM;
  • выдать или принять решение о прекращении действия лицензии, дающей право заниматься индивидуальной деятельностью детектива (охранника);
  • достоверность данных о законности владения различными ценностями и деньгами ближайшими людьми и родственниками террориста (при наличии оснований полагать, что указанные материальные объекты получены в результате противоправных действий).
  • Список мероприятий

    Статья 6 федерального закона данного закона гласит, что при наличии достаточных оснований допускается выполнение следующих ОРМ:

  • допрос людей;
  • изучение;
  • сбор образцов, используемых для сравнительных исследований;
  • пробная покупка;
  • поиск различных объектов;
  • наблюдение;
  • идентификация личности;
  • обнаружение объектов недвижимости, а также участков земли и транспорта;
  • контроль почтовых отправлений;
  • прослушка телефонных разговоров;
  • получать информацию из технических каналов связи;
  • оперативное внедрение и эксперименты;
  • контролируемая доставка (товаров).
  • Приведенный выше перечень ОРМ является полным и окончательным, в связи с чем его изменение, а также дополнение возможно только на основании федерального закона.

    Закон ORD

    Оперативно-исследовательская деятельность

    важно знать: исполнение одного из вышеуказанных операторов мобильной связи допускается на основании решения суда. При несоблюдении этого требования все разработки, полученные в ходе таких действий, будут незаконными!

    Контроль и надзор

    Закон ORD

    Контроль за деятельностью ОР по закону возложен на высшие органы государственной власти в пределах предусмотренных конституцией полномочий.

    Надзор за ОР является исключительной обязанностью российской государственной прокуратуры. Ведомственный контроль осуществляется руководителями органов, непосредственно участвующих в реализации ОРМ.

    Значение и цель надзора и контроля

    При надзоре за ОРМ прокурор регулярно проверяет документы и особые дела в оперативных подразделениях, в том числе информацию о проведенном ОРМ, обеспечивая при этом строгое соблюдение государственной тайны. Основная цель этих прокурорских проверок — предотвратить возможные нарушения конституционных прав человека сотрудниками правоохранительных органов, а также оценить полноту принятых мер.

    Ведомственный контроль над ОР аналогичен контролю со стороны прокуратуры, но, кроме того, он имеет организационный и руководящий компонент в планировании и реализации конкретных оперативных мер.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Сервис помощи по юридическим вопросам, узнайте, как решить вашу проблему
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: