Если вы спросите автовладельца, какие выгоды он получает от владения и вождения транспортного средства, в ответ сразу же услышите десятки обоснованных аргументов. Однако иногда автомобиль может стать источником дополнительных проблем, особенно когда дело касается дорожно-транспортных происшествий.
Чтобы упростить отношения между участниками аварии и гарантировать возмещение ущерба, причиненного потерпевшей, законом предусмотрено обязательное страхование автогражданской ответственности, сокращенно ОСАГО.
- Суть и необходимость ОСАГО
- Как регулируется
- Правила выплат
- Федеральный Закон об ОСАГО: последняя редакция 2021 года
- Контроль над исполнением закона
- Изменения
- Минимальные тарифы снизились, максимальные выросли
- Когда ущерб возместят деньгами?
- Требования к ремонту
- Компромиссный вариант
- Какие новшества предусмотрены
- С 1 мая
- С 1 сентября
- С 1 октября
- С 29 октября
Суть и необходимость ОСАГО
Дорожно-транспортные происшествия происходят ежедневно, и после регистрации у сотрудника ГИБДД стороны, участвующие в аварии, должны будут определить виновника аварии, что впоследствии позволит пострадавшей стороне получить компенсацию. Лица ОСАГО при решении вопроса о возмещении ущерба привлекают страховые компании, полис которых имелся на момент аварии.
Законодательством установлено, что ОСАГО является обязательным страхованием автомобильной ответственности, при котором предметом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим в результате причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевшие при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Правовую терминологию сложно понять без достаточных навыков и знаний. Проще говоря, владелец страхового полиса ОСАГО, попавший в аварию и признанный виновным, может рассчитывать на частичную или полную компенсацию причиненного потерпевшему ущерба за счет страховой компании.
Как регулируется
Правовые отношения в области страхования автогражданской ответственности регулируются положениями Федерального закона от 25.07.2012 г. 40 от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Закон является основным инструментом разрешения ситуаций, когда один из участников ДТП берет на себя ответственность за причинение ущерба третьим лицам с участием транспортных средств различного типа.
В нормативный акт систематически вносятся изменения с учетом мнения общества и специалистов в области права.
Правила выплат
В ситуации, когда виновником ДТП является застрахованный, потерпевший обращается к страховщику, который возмещает ему компенсацию с учетом предварительно оцененной суммы ущерба. Виновник ДТП ремонтирует свой автомобиль за свой счет.
Если страхователь не виновен в происшествии, ему следует обратиться в страховую компанию для получения компенсации за ущерб, однако есть 2 нюанса:
- Размер ущерба рассчитывается с учетом нормального износа транспортного средства по специальным формулам, учитывающим год выпуска и пробег транспортного средства.
- Закон устанавливает максимальный размер выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности в размере 400 тысяч рублей. Если затраты на восстановление превысят указанный предел, разница будет возмещена в рамках гражданского иска о компенсации материального ущерба.
Федеральный Закон об ОСАГО: последняя редакция 2021 года
В нормативный акт включены все ключевые определения и процедуры, направленные на защиту прав и интересов сторон, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с положениями закона виновная сторона обязуется принять на себя материальную ответственность за материальный ущерб, а также за причинение вреда здоровью потерпевшего. Лимиты ответственности определяются конкретным видом обязательного страхования, а основным документом является полис ОСАГО.
Важно! Эксплуатация транспортных средств на территории РФ без страхового полиса ОСАГО является административным правонарушением.
Контроль над исполнением закона
Сотрудники ГАИ имеют право выявить отсутствие у водителей страховых полисов ОСАГО, а также привлечь нарушителей к административной ответственности. Кроме того, при создании единой информационной базы страхователей вопрос контроля будет передан специальному государственному органу.
Отсутствие полиса влечет наложение штрафа в размере 500 рублей. Наличие недействительного полиса обойдется водителю в 1000 рублей. Наличие страхового полиса, однако, отсутствие информации о лице, управляющем транспортным средством, влечет наложение штрафа в размере 500 рублей.
При подаче заявления на полис ОСАГО необходимо иметь при себе диагностическую карту транспортного средства.
Изменения
С марта 2017 года всех автовладельцев ждал неприятный сюрприз. Основным нововведением закона является введение приоритета оплаты ремонтных работ пострадавшей стороне по отношению к материальному возмещению ущерба, полученного в результате аварии.
Изменения в нормативный акт произошли в следующей хронологии:
Важно! Эти изменения касаются автовладельцев, которые приобрели страховой полис после 28 апреля 2017 года.
Минимальные тарифы снизились, максимальные выросли
Базовая ставка — базовая ставка, к которой применяются коэффициенты и используются в формулах при расчете стоимости полиса. Максимальные и минимальные базовые ставки могут варьироваться в зависимости от типа транспортного средства.
После применения коэффициентов страховка не может стоить меньше или больше установленных минимальных и максимальных ставок.
С начала года некоторые минимальные ставки снизились, а максимальные ставки увеличились на 20%. Это привело к тому, что автомобилисты с большим безаварийным стажем могут сэкономить на страховке. Начинающим автомобилистам придется нести более высокие расходы. Изменения тарифов коснулись и мотоциклистов: снизились все БТ.
Когда ущерб возместят деньгами?
Получение денежной компенсации в натуральной форме с учетом внесенных изменений полностью не отменено и вполне возможно, если:
Сумма платежа ОСАГО
Требования к ремонту
С внесением изменений в Федеральный закон «Об ОСАГО» появились новые условия для проведения ремонтных работ. Поврежденные автомобили теперь можно ремонтировать только на тех СТО, с которыми у страховых компаний есть договорные отношения, за исключением случаев, когда страховщик дал согласие на проведение восстановительных работ по другим услугам по запросу владельца автомобиля.
Компромиссный вариант
В качестве альтернативы возможность оставить за собой право выбора, получить ли возврат средств или восстановить транспортное средство в сервисе, рассматривалась для страховых компаний, а не для владельцев автомобилей. В результате было решено отказаться от ремонта в приоритетном порядке и предоставить компенсацию в исключительных случаях. Кроме того, предыдущая редакция закона содержала более низкие требования к качеству ремонта, а также оговаривала, что расстояние до СТО не должно превышать 200 километров. Сейчас этот параметр ограничен 50 километрами.
Важно! Изменения, внесенные в Закон, обратной силы не имеют.
Какие новшества предусмотрены
Однако по многим поправкам к закону будут опубликованы пояснения, как и условия страхования. Необходимые программы все еще находятся в стадии разработки или модификации, однако кое-что можно рассмотреть в настоящее время.
С 1 мая
По закону автовладельцы обязаны страховать транспортную ответственность, а пешеходы — нет. Однако практика насчитывает тысячи случаев, когда пешеход является виновником аварии. В таких случаях страхователь получал компенсацию от страховой компании, которая, в свою очередь, взыскала сумму с виновного залога.
С 1 мая, если сам пешеход попал в аварию, ему не нужно ничего возмещать. В случае смерти закон запрещает подавать апелляцию на наследников.
Еще одним поводом для обжалования является несоблюдение срока отправки сообщения в страховку от несчастного случая (5 дней), оформленного по европейскому протоколу. С 1 мая указанное правило не работает, однако срок и обязанность уведомить Великобританию остались прежними.
С 1 сентября
На портале госуслуг должна появиться услуга, через которую автомобилисты смогут оформить европейский протокол в электронном формате при условии, что:
Пока нет точной информации о том, как будет выглядеть указанное приложение.
С 1 октября
Европротокол до 400 тысяч будет работать по всей России.
Теперь разрешено составлять европейский протокол, если размер ущерба не превышает 100 тысяч. Для некоторых регионов лимит выше. В частности, для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области это 400 тысяч рублей. С 1 октября планируется увеличить лимит размера ущерба, при котором возможно оформление европейского протокола, до 400 тысяч рублей по всей стране.
С 29 октября
Владелец автомобиля, зарегистрированного в иностранном государстве, должен иметь полис ОСАГО при въезде на территорию РФ. С 29 октября после ДТП с участием иномарки и с «зеленой картой» можно требовать компенсацию у «своей» страховой компании, а не у оператора для урегулирования страховых случаев. Кроме того, можно будет составить европейский протокол по общим правилам.
С 29 октября ожидаются разъяснения об обязанности компенсации виновным в аварии нетрезвым. Эта категория расширена двумя пунктами, по которым можно будет взыскать компенсацию, если правонарушитель отказался от медицинского обследования и / или употребил алкоголь после несчастного случая, участником которого он стал.
С 29 октября приобрести полис ОСАГО на незарегистрированный автомобиль можно будет только при наличии документа о праве собственности на автомобиль.
С 29 октября автовладельцам будет достаточно предоставить электронную версию полиса ОСАГО, чтобы подтвердить его существование. Однако в законе не раскрывается определение «электронный документ» и не уточняется, является ли это фотографией или изображением на экране смартфона или планшета. В законе будет указано, что наличие бумажного полиса является вариантом подтверждения его наличия и нет необходимости носить его с собой.
С 29 октября справку из отделения неотложной помощи или медицинского учреждения можно использовать как подтверждение участия в травме или наступлении другого страхового случая при условии присутствия сотрудников на месте происшествия.